7 способов пользования цветовым кругом Иттена
Итак, с цветовым кругом Иттена можно работать разными способами. Мы приведём основные принципы работы, выбери любой, удобный для тебя.
Комплементарные сочетания
Так ты берёшь самые контрастные цвета, расположенные друг напротив друга. Такой способ подходит для создания яркого акцента. Таким образом, один оттенок берется как базовый, а второй используется не слишком часто для яркого выделения определенных объектов на общем фоне.
На цветовом круге Иттена ты можешь провести прямую линию, она и будет указывать на комплементарные сочетания.
Фото автора Kaboompics .com: Pexels
Классическая триада
Если тебе не нравятся такие контрастные сочетания, воспользуйся другим принципом – триады. В классической триаде нужно выбрать один основной цвет и два дополнительных тона. Работа принципа триады на рисунке видна, если на цветовой круг Иттена наложить равносторонний треугольник.
Как ни крути этот треугольник, получишь идеальные сочетания цвета. Так, например, основным цветом ты можешь взять жёлто-оранжевый. Тогда дополнительными станут сине-зелёный и красно-фиолетовый.
Аналоговая триада
Аналоговая триада позволяет брать не только три, а даже пять оттенков. Если тебе нужно создать разнообразную палитру. Аналоговая триада не имеет сильных контрастов, это линия соседствующих цветов. В интерьере это красиво отразится плавными переходами. Например, ты можешь взять жёлто-зелёный, зелёный и сине-зелёный. Или взять два цвета из зелёного спектра и добавить один соседний – синий, или жёлтый.
Пять оттенков будут выглядеть ещё сочнее, например: красный, красно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый и синий. Так ты выбираешь целый переход от красного до синего.
Контрастная триада
В этом принципе подбор цвета осуществляется, наложив равнобедренный треугольник на круг Иттена. Выпадет одно комплементарное сочетание, но дополнительный цвет заменяется двумя другими, расположенными рядом по цветовой схеме. В этом случае ты получаешь контраст, но немного разбавленный. Выйдет и ярко и гармонично.
Фото Gareth Harper on Unsplash
Тетрада
На круг Иттена можно наложить квадрат. Таким способом можно выбрать четыре цвета, которые будут отлично сочетаться между собой. Например, это сочетание: жёлто – оранжевый, красный, зелёный и сине – фиолетовый.
Прямоугольник
Это принцип работы с кругом Иттена похож на предыдущий, только здесь сочетаются две пары близких друг другу оттенков. На круг Иттена накладывается прямоугольник. Так, ты выберешь: оранжевый, красный, зелёный и синий. Это решение смотрится более сдержанно, чем тетрада.
Холодные и тёплые тона
Одни цвета вызывают ассоциации с летом и солнцем, другие с прохладой, ветром, кубиками льда, морским бризом. Первые будут теплыми, а вторые — холодными.
Теплые цвета содержат больше желтого пигмента, холодные — синего. Для понимания принципа цветовой круг Иттена можно условно разделить на две части. В одном секторе будут теплые тона, во втором — холодные.
Существует третья группа оттенков — нейтральные. Примеры: черный, вариации серого, белый. Такие тона не вызывают ассоциаций с желтым и синим, поэтому не имеют условной тепловой окраски. Зато они служат отличной базой для сочетаний оттенков.
Фото: @pixabay
Используя все эти принципы работы с цветовой палитрой, ты можешь разнообразить свой гардероб без ущерба для внешнего вида. Ведь магазины завалены вещами разного цвета, кроя и текстуры. Разобраться в этом изобилии не всегда просто. Иттен взял подсказку у самой природы. Все эти принципы сочетания оттенков ты можешь увидеть вокруг себя.
В природе всё красиво и гармонично, человек только повторяет эту гармонию. Так ты можешь создать не только свой внешний образ, который будет радовать глаз, но и создать приятную атмосферу дома, на работе. Ведь цвет очень сильно влияет на психо-эмоциональное состояние человека и даже на физическое самочувствие.
Цветовой круг Иттена поможет тебе удерживаться в природном балансе, принимая решения касаемо цвета. Гармония будет вокруг тебя, а значит и внутри.
Влияние цвета на восприятие человека
Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовых кругах отсутствуют, но играют немаловажную роль. Белый цвет осветляет, делает «легче» любой другой цвет; черный, наоборот, затемняет и утяжеляет любой хроматический цвет. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных добавлением белого цвета к основному цветовому тону, никогда не приводит к дисгармонии. Например, от красного до розового или от синего до голубого.
Красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки воспринимаются человеком как теплые; синий и фиолетовый — как холодные. Зеленый цвет — нейтральный, у него есть холодные и теплые оттенки. Теплые цвета называют активными, они вызывают бодрое настроение, а холодные (пассивные), наоборот, успокаивают.
Рис. 11. Пример иллюзии, основанной на эффекте иррадиации
Хроматические цвета с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: теплые с черным, холодные с белым.
За счет несовершенства нашего зрения цвет может восприниматься поразному в зависимости от цветового окружения:
- Светлый цвет по соседству с темным кажется еще светлее, а темный рядом со светлым — темнее (световой контраст).
- Белый квадрат на черном фоне кажется крупнее, чем такой же черный квадрат на белом фоне, за счет оптической иллюзии, основанной на эффекте иррадиации (рис. 11).
- Красный цвет, соприкасаясь с зеленым, смотрится насыщеннее (хроматический контраст).
- На красном фоне серый цвет кажется зеленоватым, на желтом — синеватым, на зеленом — розоватым, а на синем — желтоватым. Если на цветном фоне нужно получить серый цвет, этого можно достичь с помощью хроматического контраста. Например, на синем фоне серый цвет пожелтеет, поэтому к нему следует добавить немного синевы, тогда под действием контраста желтый оттенок и синий цвет, смешавшись, дадут чистый ахроматический серый цвет (рис. 12).
- Теплые тона обладают свойством «приближаться», а холодные — «удаляться». Так, на рис. 13 желтые круги на черном фоне кажутся ближе, чем голубые.
Рис. 12. Пример использования хроматического контраста для получения чистого серого цвета. Круги слева окрашены в светло-серый цвет (R=200, G=200, B=200), но кажутся желтоватыми. Круги справа имеют синеватый оттенок (R=200, G=200, B=215), но кажутся серыми
Рис. 13. Желтые и голубые круги кажутся расположенными в двух разных плоскостях: желтые — ближе, а голубые — дальше
Статья подготовлена по следующим материалам:
Учитываем стиль
Мало знать, как правильно сочетать цвета в одежде, нужно еще учитывать стиль и случай, чтобы выглядеть гармонично.
Деловым леди не следует использовать в одежде множество разнообразных оттенков. Всегда стоит придерживаться правила, что оттенков может быть не более трех. Хотя конечно иногда допускается использовать больше, но они должны быть приближены друг к другу. Стандартными цветами делового стиля является белый, черный темно-синий, серый и бежевый. Но если выбрать разные оттенки этих цветов, то это тоже может смотреться великолепно.
В классическом стиле количество используемых цветов и оттенков можно увеличить, но только до той поры, пока это выглядит элегантно. Поэтому броские тона не следует применять, если только это не красный, который, кстати, тоже считается классическим. Поэтому выбирайте темные оттенки. Из светлых для этого стиля подойдут белые, бежевые, серые, кремовые.
Для подбора вечерней одежды существует множество вариаций цвета. Главное, она должна создавать яркий заметный образ, который выделит из толпы. Правильные цветовые решения помогут выделить достоинства фигуры. Черные вечерние наряды – это классика, однако любые темные оттенки здесь также подойдут.
Если вы хотите выглядеть ярко и креативно и подчеркнуть свою творческую натуру, то подбирайте яркие тона, которые выглядят нетривиально. Здесь вам представляется широкий выбор. Вы можете выбрать любое смелое сочетание, но все же стоит стараться не перебарщивать и не делать образ слишком пестрым. Шести тонов будет достаточно, смело добавляйте к другим тонам черный, он будет выглядеть привлекательно.
Повседневные вещи должны быть светлых и насыщенных цветов. Наряды на каждый день должны быть функциональными и элегантными. Коричневые, рыжий, серый, синий, терракотовый будут выполнять эту задачу и создавать приятный образ. Можно выбрать и светлый тон, но не следует брать слишком светлый, пусть он будет со слегка серым оттенком.
Для романтического стиля выбираются пастельные оттенки и их сочетания. И остерегайтесь применять слишком темные тона, иначе вы рискуете выглядеть мрачно. Светлые цвета можно дополнять какими-либо яркими, которые соответствуют общей палитре. Принты придадут женственность, и выделят романтичность.
Распространенная цветовая гамма для спортивного стиля включает в себя темные варианты серых или синих оттенков. Однако в последнее время стилисты вписывают в этот стиль яркие насыщенные оттенки. Светящиеся неоновые цвета стали весьма популярными в спортивной одежде, поэтому можно смело выбирать их.
Использование цветового круга
Существует несколько схем по подбору цветов при помощи цветового круга. Но перед тем как перейти к выбору схемы, необходимо определить главный цвет, вокруг которого будет строиться создаваемый рисунок. Вот некоторые схемы:
Аналоговая схема. Это сочетание цветов из трех соседних по кругу секторов, где в центре этой троицы должен находиться главный цвет. Такое сочетание нередко встречается в природе.
Дополнительная схема. Согласно ей, нужно выбирать цвета из противоположных друг к другу секторов цветового круга. Это контрастное сочетание, его хорошо использовать для выделения деталей.
Раздельная дополнительная схема. Это сочетание цветов из секторов, соседних с сектором, расположенным напротив сектора главного цвета. То есть, на цветовом круге выбирается главный цвет, мысленно определяется противоположный ему сектор, и берутся два цвета, которые являются соседними для этого противоположного сектора.
Классическая триада. Согласно этой схеме, нужно взять три равноудаленных по кругу цвета. Один из которых основной, а два остальных — дополнительные.
Примечание
В программе фотошоп имеется встроенный цветовой круг, найти который можно на палитре Kuler.
Третичные цвета цветового круга
Третичные или составные цвета получены смешением одного из основных с соседним дополнительным оттенком. К ним относятся:
- желто-оранжевый;
- красно-оранжевый;
- красно-фиолетовый;
- сине-фиолетовый;
- сине-зеленый;
- желто-зеленый.
Нетрудно догадаться, что желто-оранжевый – это смесь желтого и оранжевого, сине-зеленый – синего и зеленого и т. д., и поясок цветового круга это наглядно демонстрирует. Основные, дополнительные и составные цвета называются хроматическими; черный, белый и оттенки серого – ахроматическими. Поскольку красный и желтый ассоциируются с огнем, а синий с водой и льдом, их вариации соответственно называют теплыми и холодными.
Что такое цветовой круг
Это основное приспособление для подбора гармонично сочетаемых друг с другом оттенков цветов. Расположение цветов аналогично видимому спектру светового излучения. Семь базисных колеров дополнены оттенками, создающими более плавный градиентный переход. Кроме того, имеются различия по степени интенсивности.
цветовой круг – сочетание цветов
Цветовая система Ньютона
Впервые упорядочить цвета в определенную систему попытался Исаак Ньютон, но идея создания круга пришла ему вследствие долгих наблюдений за распадом луча солнечного света. Он состоял из 7-и секторов с основными цветами (так называемыми «радужными»).
Исаак немалое время экспериментировал с их смешением, и в результате обнаружил некоторые закономерности. К примеру, смесь фиолетового и красного дает пурпурный оттенок, отсутствующий в спектре. Выявив и другие оттенки, он пришел к выводу, что цветовое множество является континуальным и замкнутым.
Также Ньютон обнаружил, что слияние несмежных цветов влечет снижение насыщенности. Он не стал автором всех оптических закономерностей, но внес существенный вклад в развитие такого раздела знаний.
Цветовой круг Гете
В конце 18 века эстафету перенял Иоганн Вольфганг фон Гёте, а если точнее, то в годы с 1790 по 1810. Он не был согласен с теориями Ньютона, поэтому стал разрабатывать собственный труд под названием «Учение о цвете». Его считают основоположником физиологической оптики, а также теории о психологическом воздействии цвета.
В процессе разработки им был создан новый цветовой круг, в котором сочетание цветов определялось иначе. Собственно, он и был совсем другой: состоял из 6-и секторов, цвета которых делились на чистые и производные, чередующиеся друг с другом.
Основными являются красный, желтый и синий, а дополнительными – оранжевый, зеленый и фиолетовый. Дополнительные оттенки получаются путем смешения двух смежных чистых.
Также Гете сгруппировал их по «характерности» сочетаний.
К «характерным» относились пары, расположенные напротив друг друга. Эти пары по его мнению наиболее гармоничны. Также допустимы тройные симметричные комбинации. Он считал, что каждый из цветов привносил свою интересность. В то время как союзы двух смежных основных или дополнительных оттенков были избыточно обыденны или чересчур эксцентричны.
К «нехарактерным» он относил рядом расположенные цвета, полагая, что они создают невыгодное впечатление. И каким бы в итоге оттенок ни получался, он неизменно приставлял к нему слово-приставку «пошло-».
Цветовой круг Иттена
Теоретик Йохансен Иттен раскритиковал 6-спекторный круг Гете и создал 12-частный круг сочетания цветов, ныне считаемый классикой. Он также основывается на 3-х чистых колерах – красном, желтом и синем. Затем следуют производные, полученные слиянием двух смежных чистых. Остальные образовываются таким же образом.
По сей день его активно используют дизайнеры, фотографы, парикмахеры и визажисты.
Цветовой круг Освальда
Так же популярна и цветовая система Вильгельма Освальда. Он представляет собой непрерывную спектральную окружность, также основанную на 3-х цветах, но вместо желтого – зеленый, остальные два остались неизменными: красный и синий. Этот круг является основой аддитивной цветовой модели RGB.
Эта современная система цветопередачи применяется для излучающих свет источников, таких как монитор компьютера, экран телевизора, дисплей смартфона и прочие. Белый интерпретируется как нулевая интенсивность цвета, а черный – как максимальная.
Многими пользователями интернета периодически используется такой цветовой круг – сочетание цветов онлайн, при этом для каждого оттенка высвечивается его код, а иногда и его наименование. Белый и черный как таковые в нем не присутствуют.
Как использовать цветовые схемы
Итак, с теорией все понятно: желтый хорошо сочетается с зеленым, а синий с оранжевым. Но как использовать все это на практике, если ни в видео, ни на фотографии чаще всего не получается использовать лишь два основных цвета?
Все дело в акцентах
Если вы хотите образовать созвучие двух цветов, используйте их оба в равных пропорциях – на предметах, на которые хотите обратить внимание зрителя. О том, как это работает в кино, мы рассказывали в нашей статье про колористику в кинематографе
Эта же схема хорошо работает, когда вам нужно выделить субъект на монохромном фоне. Например, человек в темно-желтых/оранжевых одеждах будет удачно выглядеть на фоне синего неба, а красная рубашка отлично «отделит» героя от зеленого бэкграунда.
Используя созвучия трех цветов, напротив, старайтесь максимально концентрировать внимание на одном из них, а остальные два использовать как аккомпанемент. Желательно, чтобы при этом вспомогательные цвета не использовались в равных пропорциях
В качестве ориентира можно взять соотношение 60%+30%+10%.
Главное – помнить: все это создано для того, чтобы вам помогать, а не мешать. Мучительно считать, какую долю изображения занимает каждый цвет, не стоит. Нужно только запомнить принципы и держать их в голове во время рисования/цветокоррекции. Со временем вы настолько привыкните, что сразу будете замечать негармоничные и неудачные сочетания цветов и избегать их.
Прелесть цветовых схем в том, что их можно использовать буквально где угодно – в фотографии, видео, иллюстрациях, даже в подборе ежедневных нарядов. А значит – и тренироваться можно буквально каждый день!
Готовы испытать цветовые схемы в деле?
Для всех читателей блога Movavi Video Editor Plus со скидкой 10%:
Что такое теория цвета
Теория цвета — это все имеющиеся на сегодня знания о цвете и его природе. В разных науках и профессиях ей дают разные определения: например, дизайнеры называют теорией цвета принципы смешения цветов, благодаря которым можно получить гармоничные цветовые сочетания [
По-научному же изучение цвета называется цветоведением []. Эта наука систематизирует данные о цвете из других наук: физики, физиологии, психологии, а также сведений из философии, эстетики, истории искусства и культуры. Особый раздел цветоведения — колористика. Она изучает как применять цвет в разных областях человеческой жизни.
Современная теория цвета базируется на том, что восприятие цвета зависит от трех составляющих []:
- источника света,
- отражающих свойств цветного объекта,
- зрительной системы наблюдателя (например, люди с синестезией или дальтоники будут воспринимать цвета иначе, чем другие).
Такое современное понимание сильно отличается от самых первых теорий цвета, которые появились еще в Древней Греции.
История изучения цвета
Исторически изучением цвета занимались ученые из разных областей науки, художники, архитекторы и философы. Поэтому учения и теории цвета отличались друг от друга — как целями, так и методами применения.
- Древние философы пытались связать цвета с теориями о происхождении мира и природы.
- Ученых-физиков и оптиков интересовало, откуда берется цвет и каким образом человеческий глаз воспринимает многообразие цветов.
- Художники и архитекторы изучали цвета, чтобы найти гармоничные приятные сочетания.
- В начале XX века к исследованию цвета подключились и психологи — их интересовало психологическое воздействие цветов на людей.
Первую известную теорию цвета связывают с именем древнегреческого философа Аристотеля. Он полагал, все цвета происходят от белого и черного — света и тьмы, и связывал их с четырьмя элементами: водой, воздухом, землей и огнем. Огню соответствует белый, земле — черный, а вода и воздух не имеют собственных цветов и получают разные оттенки в зависимости от своего состояния []. Остальные цвета происходят от смешения основных цветов и света.
Еще один древний астроном и математик Клавдий Птолемей в своих работах по оптике изучал цвет, отражение, преломление и зеркала различных форм []. Работы этих двух ученых стали отправной точкой для тех, кто занимался наукой о цвете вплоть до эпохи Возрождения []. Тогда их вытеснило новое знание о цвете — теория Исаака Ньютона.
В 1660-х годах английский физик и математик Исаак Ньютон (Isaac Newton) начал серию экспериментов с солнечным светом и призмами []. Он продемонстрировал, что чистый белый свет состоит из семи видимых цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, индиго и фиолетового.
Эти цвета составляют видимый спектр — ту часть электромагнитного спектра, которую может видеть человеческий глаз. Экспериментально обосновав существование цветов радуги, Ньютон проложил путь для других ученых к научным экспериментам с цветом. Его работа привела к прорывам в оптике, физике, химии, восприятии и изучении цвета в природе.
К художественно-эстетическим теориям цвета относят идеи о цвете академических художников и ученых, таких как Леонардо да Винчи, Иоганн Вольфганг фон Гете, Адольф Хельцель (Adolf Hölzel) и Жорж Сера (Georges Seurat) [
Во второй половине XIX века интерес к теории цвета стали проявлять представители растущей промышленности и дизайна. Одна из теорий, появившихся в это время — система цветов американского художника и преподавателя искусств Альберта Манселла (Albert Henry Munsell). Его идеи — это попытка систематизировать и классифицировать цвета, ввести для них обозначения с помощью цифр и букв. Таким образом Манселл хотел привязать цветовую палитру к техническим стандартам, чтобы потом использовать их в промышленности []. Похожую цветовую систему примерно в это же время предложил немецкий физико-химик и философ Вильгельм Оствальд (Wilhelm Friedrich Ostwald).
Еще одна теория цвета художника и архитектора школы Баухауc Йоханнеса Иттена (Johannes Itten) совмещала биологические, физические знания о природе цвета и психологию [
Разные подходы к теории цвета, которые сейчас существуют — естественно-научный, психологический и художественно-эстетический — могут хорошо сочетаться друг с другом и важны каждый в своей сфере. Например, в промышленном дизайне буквенно-цифровая запись цвета чрезвычайно удобна. А в изобразительном искусстве гораздо полезнее цветовые круги и цветовые схемы или гармонии.
Автоматические инструменты для выбора палитры
Существуют программные решения, позволяющие выбрать наиболее подходящую комбинацию цветов для задуманной работы. Приложения доступны на специализированных сайтах, сайтах разработчиков, могут быть скачаны на мобильное устройство в AppStore и Google Play. При пользовании программой дизайнер указывает символьное обозначение оттенка, принимаемого за базовый, по шкале RYB, тип комбинации и приложение предлагает комбинации, точно дополняющие выбранный цвет.
Проверка своих предположений автоматическими инструментами имеет очень большое значение, человеческий взгляд может неточно оценивать контраст, насыщенность или свет оттенка. Компьютер безошибочно подберет сочетания
Иттен отмечал важность правильности смешения основных цветов для получения дополнительных, так, оранжевый не должен быть ни слишком красным, ни слишком оранжевым. Инструкции по пользованию, по подбору комбинаций широко представлены на You Tube
Программы окажутся полезными не только для профессионалов, но и для обычных горожан, создающих уникальное цветовое решение для своей квартиры.
Основные характеристики цвета: тон, тепло-холодность, светлота и насыщенность
Художники, выбирая колористические особенности будущей работы, концентрируют внимание на основных характеристиках цвета. Наиболее привычным является деление на теплые и холодные тона
К цветам теплым относятся красный, оранжевый, желтый и их оттенки. Голубой, синий, фиолетовый создают холодную гамму. Зеленый может быть отнесен к теплым в своем оливковом оттенке и станет холодным как изумрудный. Свет и темнота видны уже на двенадцатичастной схеме, желтый – самый светлый, фиолетовый – наиболее темный.
Для описания характеристик цвета используется модель HSB (Hue, Saturation, Brightness — оттенок, насыщенность, яркость). Оттенок выбирается из секторов и круга, насыщенность и яркость моделируется при помощи программных средств.
Цветовые комбинации:
Ахроматические
Ахроматические цвета отсутствуют в спектре. В данной комбинации есть только белый, оттенки серого и чёрный цвет. В природе чистые ахроматические цвета практически не встречаются. В них всегда есть примеси других цветов.
Цвета ахроматические
В фотографии ахроматические цвета используются для передачи фактуры, объёма, матовости, блеска. Такие цвета используются в основном в интерьере и в портрете. При этом добавление одного цвета в монохромный сюжет создаст сильный акцент. Чаще всего используют красный цвет.
Основные цвета
Главными цветами являются красный, желтый, синий. Для получения любого цвета понадобятся только эти три цвета. Для передачи оттенков понадобятся ещё чёрный и жёлтый.
Основные цвета
Составные
Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. К примеру, зелёный получается из жёлтого и синего.
Составные цвета
Сложные
Более сложные цвета получаются путём комбинирования составных цветов с расположенными рядом основными цветами. К примеру, оранжевый и жёлтый дадут жёлто-оранжевый. Можно получить шесть сложных цветов. Их видно на цветовом круге. Получить можно красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый.
Благодаря затемнению или осветлению этих цветов можно получить всю цветовую палитру. Цветовой круг демонстрирует смешивание эталонных цветов в равной степени. Пользователь волен редактировать как яркость, так и степень смешивания цветов.
Типы взаимоотношения цветов открывают нам возможность практического применения цветового круга. Определённые комбинации цветов влияют на восприятие и передают определённое настроение. Цвета, расположенные рядом имеют другое восприятие, чем противоположно стоящие. Посмотрим на полный цветовой круг.
Контрастные
Контрастные цвета — это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.
Контрастные цвета создают очень жёсткий и навязчивый вид. Всю сцену на контрастах строить нежелательно. Они подойдут для создания небольших акцентов. Например, можно сделать общее освещение сцены в жёлтых тонах и вставить небольшие участки, акцентированные синим цветом. Это используется в интерьере, в одежде и при обработке снимков в Фотошопе.
Если контрастные цвета разбавить чёрным или белым, то можно активнее их использоваться в сцене. Бледные, кремовые контрастные цвета не будут сильно резать глаз, а значит их можно применять в большей степени.
Дополнительные
Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.
Пример дополнительных цветов:
Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.
Монохроматические
Монохроматические цвета являются комбинацией различной яркости и насыщенности одного цвета. Также иногда такие сочетания называют нюансными. Подобная комбинация цветов придаёт спокойствие и устойчивость композиции.
Родственные
Родственные цвета — это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов. Просто выбрав один цвет, добавляем к нему два соседних и получаем три родственных цвета. Подобная выборка может быть названа гармоничной. Цветовой круг предоставляет 12 комбинаций родственных цветов. Всегда все три цвета в комбинации будут смотреться хорошо. Восприятие будет зависеть только лишь от того, тёплые или холодные цвета выбраны.
Как и в предыдущих комбинациях эти цвета можно разбавлять монохроматическими цветами.
Нейтральные
Нейтральные цвета получаются путём использования двух, расположенных в пределах двух полос цветов при том, что один из них будет сглажен добавлением родственных или разбавлен белым или чёрным.
Пример нейтральных цветов:
Родственно-контрастные
Это цвета, которые располагаются на круге слева и справа от выбранного цвета, дополнительного ему на цветовом круге.
Пример родственно-контрастных цветов:
Современные цветовые модели
Современные цветовые модели не опровергают цветовые круги, а дополняют их. Дизайнер Рун Мэдсон (Rune Madsen) объясняет: цветовые модели Ньютона и Гете, на первый взгляд противоречащие друг другу, с точки зрения современной теории цвета обе верны. Просто каждый из ученых отметил какой-то один аспект природы света: излучаемого или отраженного [
Ньютон описал, что из предложенных им спектральных цветов можно получить большинство других оттенков, включая белый. Такой способ получения цветов называется аддитивным (от англ. add — прибавлять): прибавляя друг к другу разные цвета, мы в конечном итоге получим излучаемый белый свет.
Гете полагал, что из его основных цветов можно получить другие оттенки, включая черный. И это соответствует другому способу получения цвета — субтрактивному (от англ. subtract — вычитать). При субтрактивном способе цвета получают вычитанием какого-то цветного компонента из белого цвета — света, отраженного белой бумагой. При удалении всех компонентов получается черный цвет.
Современные цветовые модели
Современные цветовые модели не опровергают цветовые круги, а дополняют их. Дизайнер Рун Мэдсон (Rune Madsen) объясняет: цветовые модели Ньютона и Гете, на первый взгляд противоречащие друг другу, с точки зрения современной теории цвета обе верны. Просто каждый из ученых отметил какой-то один аспект природы света: излучаемого или отраженного [].
Ньютон описал, что из предложенных им спектральных цветов можно получить большинство других оттенков, включая белый. Такой способ получения цветов называется аддитивным (от англ. add — прибавлять): прибавляя друг к другу разные цвета, мы в конечном итоге получим излучаемый белый свет.
Гете полагал, что из его основных цветов можно получить другие оттенки, включая черный. И это соответствует другому способу получения цвета — субтрактивному (от англ. subtract — вычитать). При субтрактивном способе цвета получают вычитанием какого-то цветного компонента из белого цвета — света, отраженного белой бумагой. При удалении всех компонентов получается черный цвет.
Аддитивный способ получения цветов используется в современной цветовой модели RGB (Red, Green, Blue) — пример слева. Основные цвета: красный, зеленый, синий — те же, что и в модели Оствальда. С помощью RGB-модели цвета воспроизводятся в телевизорах, видео и компьютерных мониторах.
На субтрактивном способе получения цвета основана современная цветовая модель CMYK — пример справа. Она широко распространена в полиграфии — на ней, например, работают все принтеры.
(Фото: www.tmmagee-design.com)
Что это – цветовой круг Иттена?
Многие хоть раз слышали о цветовом круге Иттена. Йоханнес Иттен – художник, дизайнер, писатель в Институте искусств в Германии. Он изучал цвета всю жизнь до того момента, пока не создал инструмент, цветовой круг, для их классификации и написал базовые справочники поп подбору цвета.
Посмотрите на графический круг. На нем видно треугольник с тремя цветами в центре круга. Это первичные цвета –желтый, красный, и синий, из которых происходят вторичные: зеленый (желтый + синий), оранжевый (красный + желтый), фиолетовый (красный + синий).
Вокруг него есть еще один круг с 12 цветами, которые включают основной, вторичный и третичные цвета. Черный и белый не являются цветами, так как они подходят ко всему. Согласно кругу Иттена, идеальные комбинации получаются, сочетая противоположные позиции. Например, комбинируем: желтый + фиолетовый, красный + зеленый и так далее.
Однако есть другие параметры и критерии для соответствия в одежде и аксессуарам. И они могут быть не простые. Некоторые сопоставления не имеют смысла, как синий и коричневый или черный. Но на самом деле, это зависит от оттенков: синий, королевский цвет, хорошо сочетается с черным (особенно когда речь идет о повседневной одежде для мужчин).