История Меноры
Период Первого Храма
В Храме, построенном Соломоном (X век до н. э.), справа и слева от Меноры Моисея (вдоль северной и южной стен зала) располагались ещё по пять золотых светильников, которые отлил Хирам для Храма Соломона . Были также и серебряные , но их описание отсутствует.
Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима . Тем не менее, судя по некоторым источникам , в тот период менорой назывался любой светильник, и лишь позднее это слово снова стало обозначать лишь храмовый семисвечник.
Период Второго Храма
Была ли менора во Втором Храме уже с начала его строительства или нет — неизвестно, однако это вполне возможно и косвенно подтверждается видением жившего тогда пророка Захарии (Зах.4:2). Во всяком случае, во время Бен-Сиры (около 180 г. до н. э.) менора в Храме была . При этом, в отличие от Храма Соломона, в храмовой службе использовалась только одна Менора.
Эта золотая менора была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. и отправлена в Сирию . Во время восстания Маккавеев в 164—163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь и возобновил зажигание меноры . С этим связана история еврейского праздника Ханука, который ежегодно празднуется в память об этих событиях.
После разрушения Храма
По свидетельству Иосифа Флавия, при взятии Иерусалима Титом в 70 году Менора и Стол хлебов предложения были захвачены римлянами и отправлены в Рим вместе с другими трофеями. В Риме император Веспасиан поместил их в построенный им храм богине Мира .
Существуют разные версии о дальнейшей судьбе храмовой Меноры. Менора могла быть захвачена во время первого разграбления Рима вестготами под началом Алариха в 410 году. Однако более вероятно, что Менора, золотой Стол и другие священные сосуды были захвачены при разграблении Рима вандалами в 455 году, после чего были увезены ими в свою столицу Карфаген.
Сегодня репродукцию Меноры (в натуральную величину) можно увидеть в Старом городе в Иерусалиме. Эта менора построена Институтом изучения Храма в соответствии с галахическими и историческими источниками.
В начале 2002 года главные раввины Израиля Йона Метцгер и Шломо Амар получили аудиенцию у главы римско-католической церкви Иоанна Павла II. Среди прочих вопросов раввины интересовались и судьбой меноры, так как по одной из существующих версий, она может находиться в подвалах Ватикана. По утверждению официальных лиц из папской канцелярии, золотая менора давно утеряна.
Светильник в христианстве
В давние времена на алтаре размещали подсвечник для двух свечей. Он символизировал естество Спасителя. Со временем на престол начали ставить светильник, подобный меноре. Семисвечник в православии имеет такое значение:
- символ меноры Скинии и Храма;
- Дух Святой.
Эти толкования объединяются, указывая на тот факт, что церковь является новым, усовершенствованным храмом. Семисвечник символизирует 7 церковных таинств. Ветви светильника означают богатство Божьей благодати.
Сложно понять, когда в христианстве начали применять символику иудаизма. Согласно результатам археологических раскопок в Палестине, еще в VI веке менору использовали наравне Ее изображение находили вместе с символом христианства. Их сочетание встречалось на стенах домов, на руинах церквей, на алтарях, на лампах и т. д.
Большая менора в храме
Соединение знаков имеет два объяснения:
- предметы принадлежали обращенным евреям;
- христиане перенесли символику на новую веру.
Ранние церковные отцы говорили о меноре, как о символе Христа. Но стоит понимать, что христианские семисвечники отличаются от еврейских формой.
Является одним из древнейших символов и еврейских религиозных атрибутов.
В настоящее время изображение меноры (наряду с ) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой.
В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов.
Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах» (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры.
Новое время
В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.
Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.
Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры установлено напротив входа в здание в Иерусалиме. Автор — английский скульптор Бенно Элкана (1877-1960). Изваяние украшают 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 г. была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом. На постаменте выгравировано:
Основные атрибуты иудаизма
Свиток Торы
Основным сакральным предметом в иудаизме считается Свиток Торы. Он представляет собой написанный от руки свиток длиной около шестидесяти метров с текстом из Торы (учения о традиционных иудейских законах). Этот свиток писали на пергаменте лучшего качества, изготовленного из кожи кошерного животного. Так как Свиток Торы или «Книга Закона» имел огромное значение, к его созданию допускались только специально подготовленные люди.
Рукописный Свиток Торы.
Для удобства чтения пергамент наматывали на валы и хранили всю эту конструкцию в специальном чехле.
Один из образцов Свитка Торы на валах.
Выносили Свиток как для регулярного публичного чтения, так и в особо значимых случаях: при военном положении, на особые праздники, церемонии и так далее. Чтение Свитка для публики считалось большой честью, которая выпадала на долю самых достойных евреев.
Менора
Менора представляет собой подсвечник на семь свечей или светильник с семью рожками и относится к числу наиболее древних символов иудаизма.
Статуэтка меноры с рельефным декором.
Придание гласит, что первую менору Бог вручил Моисею, и что семь ветвей светильника символизируют семь дней творения. Это один из самых распространенных символов, который можно встретить как в религиозной, так и национальной символике еврейского народа. В частности, он является центральным элементом герба Израиля. Менору изображали также на монетах, печатях, амулетах и оберегах.
Медальоны и обереги с изображением меноры.
Менора широко проникла не только в религию, но и в культуру и искусство. Ее можно встретить на картинах, коврах, на стенах домов, в архитектурных комплексах и даже на пряниках, создаваемых по случаю крупных торжеств.
Менора на настенном декоре арки Тита.
Ханукия
Похожим на менору символом является ханукия. Это тоже светильник, но на девять рожков, зажигаемый исключительно на праздник Хануки. Согласно поверью, еще во втором веке до нашей эры род Маккавеев изгнал с Храмовой горы нечестивцев, осквернивших святыню Израиля. В честь этой победы начали служение в Храме, которое должно было продолжаться восемь дней. Масла меноры хватало только на день, но произошло чудо — освященного масла хватило ровно на восемь дней. В честь этого чуда и стали использовать светильник на девять рожков, где девятый рожок использовался для розжига свечей в остальных восьми рожках.
Ханукия с изысканным декором.
Так как ханукия присутствовала в каждом доме, причем не в единственном экземпляре, постепенно было налажено ее производство. Девятирожковый светильник изготавливали из металла, фарфора, мрамора или глины. Дорогие ханукии делали из драгоценных металлов и богато декорировали изображениями праздника Хануки.
Киддушные стаканы
Особым антиквариатом на тему иудаизма, который высоко ценится на аукционах, является киддушный стакан. Его появление связано с Шаббатом или Днем отдохновения, в который верующий еврей обязательно должен отдыхать. Каждый раз в субботу хозяин дома читал молитву, называемую киддушем, держа в руках стакан с вином. На свадьбах жених и невеста пили из одного киддушного стакана, более крупного по размеру по сравнению с обычным.
Киддушный стакан из серебра. Российские мастера 19-го века.
Антикварный киддушный стакан считается раритетом, так как большая их часть была уничтожена вместе с самим еврейским народом. Часто на оригинальных изделиях до XIX века не ставили клейма, так как мастерам-евреям такую работу запрещали.
Другие предметы
Какие еще предметы используются в иудаике? Из обрядовых предметов это ааронов жезл, волчок дрейдл (для игр во время Хануки), золотой телец (идол), мезуза (свиток с молитвами для вывешивания на двери), шофар (духовой музыкальный инструмент) и другие.
Иудейская мезуза в футляре.
Из архитектурных элементов и предметов это Боаз и Яхин (столбы), жертвенники, краеугольный камень, ковчеги, сукки (временные дома для изучения Торы и молитв во время праздников) и прочие.
Сукки, построенные перед праздником Суккоты. Иерусалим.
Также существуют специальные элементы одежды и предметы для постоянного ношения, используемые во время совершения обрядов. Это ефод, кипа, талит, тфилин, наперсник, цицит и некоторые другие.
Верующие молятся в талитах.
Символическое значение Меноры [↑]
Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.
Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.
Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир, мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.
Менора
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Ицхак Зильбер,из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»
Рав Моше Вейсман,из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Почему Ханука не упоминается в Танахе и других еврейских источниках?
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: где в Танахе упоминается Ханука? Почему у христиан — книги Маккавеев, а у нас — тишина? Сколько книг должно быть в Танахе? Чем греческое изгнание отличалось от остальных? В чем смысл НЕупоминания Хануки?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Недавно узнал, что я еврей. Теперь я должен носить звезду Давида — магендовид?
Есть какие-то правила насчет ношения звезды Давида? Иудеи носят магендовид — как христиане крестик? Какой формы был щит царя Давида? Что на нем было изображено? Почему лучей именно шесть? Что еврею надо делать кроме ношения магендовида?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Светильники храмовой меноры символизировали различные разделы мудрости. Между ее конструкцией и словами Торы есть много общего.
Золотая менора в Иерусалиме
Менора древнейший символ еврейского народа. В ней ежедневно служители в храме зажигали свечу, и, в канун субботы, в Меноре горели все семь свечей. Так огнем Меноры обозначался жизненно важный цикл, без которого был бы не мыслим сегодняшний мир — недельный цикл.
«Менора»
«Менора» — уникальное сооружение и крупнейший в мире еврейский комплекс, аналогов которому нет в мире. Данный проект отображает прошлое, настоящее и будущее еврейской жизни Днепра. Открыт в Днепре в 2012 году . Общая площадь = 50 000 м². В комплексе расположены офисные помещения, торговые площади, кафе, рестораны, музеи, отели и другие сферы бизнеса и услуг.
Рав Реувен Пятигорский,из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Тора о Хануке. Почему восемь дней?
Рав Элияу Ки-Тов,из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Моше Вейсман,из цикла «Мидраш рассказывает»
Строительство Мишкана — переносного Храма
Кто может исповедовать иудаизм
Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличается от индуизма и других национальных религий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: принадлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратившегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих намерений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитированный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправлять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.
16. Огни Хануки должны быть видны людям снаружи
Как уже было несколько раз упомянуто, мы стараемся сделать так, чтобы свет наших ханукальных свечей могло видеть максимально возможное количество людей. Поэтому мы зажигаем менору с наступлением темноты, когда, во-первых, огни Хануки ярче видны, а во-вторых, можно предположить, что именно в это время люди возвращаются домой и собираются вместе, готовые засвидетельствовать память о чуде.
Если вы возвращаетесь домой с работы поздно вечером, обязательным условием считается, чтобы при зажигании вами ханукии присутствовал хотя бы один свидетель. В противном случае существуют разногласия между мудрецами, нужно ли произносить благословение на свечи.
Сноски
- Именно с таким расположением ханукии и связан тот факт, что в наше время обычно шамаш располагается не в середине подсвечника, а с правой стороны.
- Подробнее об этом вы можете прочесть в статье “Почему в Хануку мы каждый вечер прибавляем по свече”.
- Этот вопрос подробнее разбирается в статье “Какой должна быть кошерная ханукия”.
Брит-мила и бар-мицва
Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обряда и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бассейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения.
Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын заповеди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого возраста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — начале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он перешел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :
Семисвечник (евр. менора
) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже — Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого
(Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра
(Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою
(Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою
(2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих
(Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни
(Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец
(Откр. 21: 23).
Является одним из древнейших символов и еврейских религиозных атрибутов.
В настоящее время изображение меноры (наряду с ) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой.
В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов.
Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах» (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры.
Новое время
В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.
Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.
Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры установлено напротив входа в здание в Иерусалиме. Автор — английский скульптор Бенно Элкана (1877-1960). Изваяние украшают 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 г. была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом. На постаменте выгравировано:
Ханукия
Менора также может иметь девять подсвечников, но в этом случае она называется ханукия́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה, «ханукальный светильник»).
Ханукию зажигают в течение восьми дней праздника Ханука.
Восемь её светильников, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками.
По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения меноры. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש) — помощник, предназначен для зажигания остальных свечей.
Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену.
Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X в.
В принципе допускается любая форма ханукии, главное чтобы при этом восемь светильников находились на одном уровне, а их свет не сливался в одно пламя.
Впоследствии в синагогах появился обычай зажигать на Хануку копии храмовых светильников.
Считалось, что это делается в пользу бедных и пришельцев, которые не имели возможность зажигать ханукию.
В результате многие ханукальные светильники в еврейских домах также приобрели форму меноры с двумя дополнительными подсвечниками.
Как появился?
Свечи всегда использовались в богослужениях почти с самого возникновения любой религии. Однако позже повсеместно они заменились на подсвечники. Но, несмотря на это, в иудаизме свечи в меноре стали использоваться много позже, чем у остальных верований. Первоначально на семисвечниках размещались лишь лампады.
Существует теория, согласно которой 7 свечей символизировали 7 планет.
Считается, что самый первый израильский семисвечник был создан евреями ещё во время из странствования по пустыне, а позже был установлен в иерусалимском храме.
Во время странствования по пустыне этот светильник зажигался перед каждым заходом солнца, а утром очищался и подготавливался для следующего зажигания. Первая менора находилась в Иерусалимском Храме в течение долгого периода, пока не была похищена во время грабительского похода Древне-Римской империи.
По некоторым сведениям, вместе с основным семисвечником, в Храме находились ещё 9 таких же экземпляров из золота.
Позже, в Средневековье, семисвечник стал одним из основных символов иудаизма. Ещё какое-то время спустя, он стал полноценным и важным знаком и эмблемой для тех, кто принимал иудейскую веру. Случилось это после того, как согласно преданию мученики Маккавеев во время своей борьбы за свободу зажгли семисвечники, которые горели 8 дней подряд.
Событие это имело место в 164 году до н. э
Именно этот подсвечник после превратился в восьмисвечник, который ещё называется ханукальным подсвечником.
Мало кто обращал на это внимание, но семисвечник изображён на гербе современного государства Израиль
- В еврейских светильниках раньше никогда не зажигались свечи, в них горело масло.
- Для горения меноры могло использоваться лишь масло первого отжима. Оно являлось самым чистым и не требовало фильтрации. Масло другого качества необходимо было очищать, потому им не разрешалось пользоваться.
- Само слово «менора» переводится с иврита как «светильник».
- Категорически запрещается изготовление светильников, которые по конструкции своей копируют менору. Нельзя их изготовлять не только из золота, но и из других металлов. Даже в Храмах в качестве светильников используются подсвечники с большим или меньшим количеством ветвей.
О том, как выглядит еврейский подсвечник, о его истории и значении смотрите в следующем видео.
Семисвечник — Менора —
золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора»
— на иврите «светильник»
). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9
). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме , семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу , еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже
). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.
История семисвечника
Господь указал Моисею, как сделать менору и как правильно ее зажигать. Его послание можно увидеть в Библии. По преданию, задание для пророка оказалось непосильным, и Всевышний самостоятельно создал семисвечник. Он был выполнен из чистого золота и имел такой вид:
- ствол по центру с основанием;
- от него отходило по 3 ветви в две стороны — каждая членилась двумя и завершалась своеобразными емкостями, которые называются гвиим;
- эти чашечки в виде бокалов — скульптурные изображения завязей плода и цветка;
- горелки снимались;
- лампады направлены к центру.
Всего реликвия имела гвиим, завязей и 9 цветков. Чашечки отличались широким отверстием и зауженным днищем. Завязь заостренная, немного угловатая. Цветок отличался отвернутыми краями. Мудрецы Талмуда считали, что менора имела такие размеры:
- высота — ладоней, что составляет 1,33-1,73 м;
- ножки в качестве основания длиною в 3 ладони;
- ширина — 9 ладоней.
Старинная менора
В Скинии семисвечник размещался в святилище перед завесой с южной стороны. Ветви были направлены на юг и север. Менора освещала священнослужителей. В Скинии была сооружена лестница из акации, имевшая три ступени. В честь царя Соломона ее сделали из мрамора. По ней поднимался священник, чтобы зажечь светильник. На второй ступени размещались оливковое масло, лопатки, щипцы и др.
Согласно древним еврейским источникам, существует связь между семисвечником и неким растением. Есть утверждение, что им является мориа — цветок из рода шалфея. Но он не всегда имеет 7 разветвлений. Особо напоминает менору дикий вид этой культуры. Согласно одному из мнений, чаши, орнаментированные в виде золотых цветков, это цветы белой лилии.
Еврейская менора, или минора, появилась задолго до Звезды Давидовой. Ее история неоднозначна.
Период Первого Храма
В Х веке до н. э. Соломон построил храм. В нем была размещена менора, а кроме нее, еще пять других золотых подсвечников.
Есть упоминания о еврейском семисвечнике во времена второго взятия Иерусалима вавилонянами
Но принимая во внимание некоторые источники, можно говорить о том, что название использовали для всех светильников. Лишь со временем термином снова начали обозначать принадлежность святилища
Менора Первого Храма на саркофаге
В 586 году до н. э. Навуходоносор разрушил Соломонский храм. Вся золотая утварь была уничтожена, в т. ч. и меноры. Дальше о них упоминания отсутствуют. Но согласно одной из легенд, семисвечники были спрятаны и возвращены евреями по окончании их изгнания.
Времена Второго Храма
Точных сведений о присутствии во Втором храме меноры с начала его строения нет. Примерно в 170 году до н. э. она была уже точно. Размещалась в храме одна — другие подсвечники не использовались. На это указывает Бэн-Сира. В 169 году до н. э. семисвечник отправили в Сирию. В 164-163 годах до н. э. утварь была возобновлена и менору начали зажигать снова. Мудрецы полагают, что сразу после восстановления она была железной, со временем семисвечник выполнили из золота.
Завоевание Иерусалима римлянами
За 70 лет до начала новой эры римляне осадили Иерусалим. Многие принадлежности храма были закопаны в землю, чтобы они не достались врагам. Но кое-что недруги нашли, в т. ч. и два светильника. Вероятно, что многое так и осталось под завалами.
Украшение и создание меноры своими руками
Возможно, именно запрет копировать изначальный образ породил традицию украшать свою менору индивидуально. Материалы, применяемые при этом процессе, могут быть самыми разнообразными: стразы, камни, бусины. Использование тканей и других традиционных материалов для декорирования не приветствуется, связано это с повышенной пожароопасностью такого аксессуара. По этим же соображениям купить подсвечник менора рекомендуется только для достигших разумного возраста детей, малыши же создают вместе с родителями ее имитацию.
Выглядеть такой аксессуар, предназначенный для ознакомления малыша с традициями, может совершенно иначе, чем менора-подсвечник, но смысл его остается тем же: постепенное “зажжение” свечей. Для маленького ребенка это могут быть закрепленные на планке ракушки или камушки, нанизанные на леску яркие бусины или расставленные пирамидки. Безопасно, но сознательно стилизованная менора “зажигается” вместе с настоящими, показывая малышу богатство культурных традиций семьи.
Эксперты шоппинг-клуба WESTWING полностью доверяют такту и уважительному отношению к своему и чужому культурному наследию своих читателей, знакомя с традициями стран и народов. Если знание о глубоком символизме меноры поколебало желание приобретать этот подсвечник для светских мероприятий, то в ассортименте партнеров площадки найдется немало более традиционных моделей. Если же желание приобрести такой артефакт только обострилось, добро пожаловать на страницы каталога, и пусть покупка принесет в Ваш дом, как и сказано в писании, свет и надежду.
Зажигание лампад
В процессе использовали оливковое масло первого отжима, потому что в нем нет осадка. Зажигали менору придерживаясь определенных правил.
- С вечера в чашечки наливали масло, количество которого было всегда одним и тем же — половина лога. Его хватало на наиболее длинные ночи. Если они были короткими, то масло оставалось на утро.
- Семисвечник должен был гореть целую ночь, поэтому первосвященник зажигал его в сумерки, а утром чистил горелки.
- Две крайних лампады с запада должны гореть до завершения утренней службы. Во Втором Храме 3 свечи были зажженными и днем.
Пламя Меноры имеет название Нер тамид, что в переводе означает «постоянный светильник».
Согласно преданию, с одной из ветвей случилось чудо, которое не могли объяснить. Говорится о средней лампадке, которая размещалась ближе к западу от трех восточных. Она всегда горела дольше других, хотя в горелку наливали такое же количество масла. За 40 лет до разрушения Второго Храма чудо прекратилось.
Менора на монетах царя Маттатии Антигоноса. Бронза. 37-40 до н.э. Музей Израиля, Иерусалим
Существуют разные мнения насчет продолжительности горения западного светильника. Одни утверждают, что он давал свет до полудня, другие указывают, что лампада горела до вечера. Некоторые исследователи говорят о том, что зажигали святой атрибут раз в год.