Отличия материала от керамики
Потребители по незнанию иногда путают фарфоровые и керамические изделия. Неудивительно, ведь первые являются разновидностью керамики, но на этом сходства заканчиваются. Фарфор – это смесь специальной белой глины, кварца и полевого шпата. Благодаря такому составу масса для изготовления заготовок пластичная и белая. Белизна сохраняется и в готовых изделиях.
Готовые предметы ценят за прозрачность, при этом они не впитывают влагу, устойчивы к воздействию газов, не темнеют долгие годы. А еще материал «поет»: при легком постукивании деревянной палочкой чашки, вазы, блюдца издают высокие мелодичные звуки. Почти как хрусталь.
Вазы Прокопьевского фарфорового завода
Отечественный фарфор представлен изделиями Прокопьевского фарфорового завода
Фирменный знак, который ставят на изделиях — стилизованное изображение оленя с буквой «П» между рогами и надпись «с 1» (1-й сорт).
Завод основан 1 июля 1973 года в г. Прокопьевск Кемеровской области с целью предоставить работу женщинам, которых правительство сняло с тяжелой работы на шахтах. В связи с политическим переустройством в стране завод переименовывался, а то и вовсе закрывался. В 2003 году завод преобразовали и снова стали выпускать свою продукцию. Но, к сожалению, в 2005 году завод был объявлен банкротом и прекратил свою работу
Завод выпускал хозяйственно-бытовой фарфор: столовую фарфоровую посуду, сувенирные изделия из фарфора.
Как заказать фарфоровую вазу на Алиэкспресс
Для начала выбираем интересующий нас товар
При этом не забываем обращать внимание на рейтинг продавца, рейтинг товара, отзывы реальных покупателей. Выбираем предпочтительный цвет, размер и количество
Если все выбрали правильно можно приступать к следующему этапу — нажимаем «Купить сейчас» или «Добавить в корзину»
Если мы добавили товар в корзину, то нужно следующим шагом зайти в нее и выбрать заказ с этим товаром. Проверяем еще раз количество товара, его стоимость и условия доставки. Нажимаем «Заказать у этого продавца» и на открывшейся странице жмем «Оформить»
Далее выбираем удобный способ оплаты и вводим платежные реквизиты для осуществления оплаты. Нажимаем «Оплатить сейчас»
- Система может потребовать подтверждение операции, запрашивая пароль или код. Вводим их и подтверждаем свой заказ.
- Поздравляем с покупкой! Заказ оплачен. Посмотреть состояние своего заказа можно во вкладке «Мои заказы»
Если возникли вопросы с заказом, этот ролик поможет их разрешить
Европейский фарфор
Итальянцы пытались изготовить сырьевую массу еще в XV столетии – заоблачная цена на китайскую посуду и статуэтки была хорошим стимулом к этому. Многочисленные попытки были тщетными – на выходе получалось «стеклянное» сырье, которое даже отдаленно не напоминало пластичный и белоснежный материал. Прошло полтора века, когда немецкому алхимику Бёттгеру и физику Чирнгаузу это удалось. Рецепт сырья они получили после того, как вблизи с Дрезденом обнаружили месторождение пластичного каолина. Именно того, который необходим для изготовления чистых белых изделий.
Первая мануфактура открылась в Мейсене уже через два года – ее возглавил сам Бёттгер. Одних теоретических знаний было мало для производства продукции высокого качества. Мануфактура годами вырабатывала собственный узнаваемый стиль, совершенствовала рецептуру технологии, мастерство. В итоге мир увидел знаменитый мейсенский фарфор. С тех пор мануфактуры открывались в разных странах Европы – мастера, создававшие свои шедевры, знали все о фарфоре, его свойствах, особенностях, поэтому шлифовали мастерство каждый год. Благодаря этому европейским брендам удалось совместить классические традиции и современный дизайн, опередив китайских и японских производителей.
Ваза эпохи династии Сун
В 2007 году вазу совершенно случайно на рынке старых вещей приобрел рядовой американец. Досталась она ему всего за 3 доллара. Несколько лет она пылилась на полке, пока счастливый обладатель не выяснил, что это подлинный шедевр, стоящий больших денег.
Ваза была изготовлена почти 10 веков назад в Китае в эпоху династии Сун. Именно в этот период изготовление китайского фарфора достигло своего пика, в эту эпоху были созданы по-настоящему уникальные вещи.
Характерные черты вазы:
- выполнена из высококачественного фарфора;
- зауженная к низу;
- имеется необычный орнамент в форме лепестков.
Шедевр декоративно-прикладного искусства был выставлен на продажу на аукционе Сотбис. Начальная цена — 12 665 780 рублей, но ваза была продана за баснословные деньги. Артефакт приобрел коллекционер из Лондона.
Самые дорогие вазы в мире поражают своей стоимостью, красотой и роскошью. Дорогостоящие шедевры могут позволить себе лишь единицы и эти произведения искусства украшают известнейшие коллекции.
История фарфора из Китая
«Белое золото» – одно из наиболее значимых достижений Китая, сравнимое с производством пороха и шелка. Изначально местные умельцы делали только глиняные предметы для быта, затем появились керамические и фаянсовые предметы. В первые годы мастера Поднебесной специализировались на так называемом «бисквитном фарфоре» — он не декорировался, не покрывался глазурью. Да это и не нужно было, потому что тонкостенные изделия были почти прозрачными, что буквально светились, а благородный небесно-белый цвет не нуждался в усилителях.
Некоторые технологии, используемые в Китае, практикуются и теперь. Например, обжиг заготовок при высокой температуре (для каждого вида продукции температура своя). Популярен в Китае и низкотемпературный обжиг. Традиции и технологии этого ремесла сформировались на протяжении 18 тысячелетий, о чем свидетельствуют археологические находки. Некоторые найденные во время экспедиций керамические предметы эксперты датируют II веком. Они были примитивной формы, без рисунков и декоративных элементов, использовались в быту и при проведении ритуалов.
Прочные и твердые столовые наборы и аксессуары, получаемые в результате высокотемпературного термического воздействия, появились позднее – в эпоху династии Хань. В период правления династии Суй обычные изделия превратились в настоящие шедевры со сложным многоцветным декором. В дальнейшем, когда у власти были представители династий Сун, Мин и Цин развитие и усовершенствование производства продолжилось. Этот отрезок ознаменовался появлением глазурной росписи, инкрустацией вещей драгоценными камнями и металлами, выпуском кобальтового фарфора.
Кобальтовый декор впервые изготовили при императоре Чжу Чжаньцзи – с того времени синий цвет в сочетании с золотым декором считается королевским стилем. Фарфоровая эпоха в Китае не заканчивается – современники ее продолжают и теперь.
Изделия предприятия
При Екатерине II созданная Виноградовым порцелиновая мануфактура начала стремительно расцветать. Большое значение для предприятия имело появление на нем талантливого французского скульптора Ж.-Д. Рашетта. Именно он создал знаменитую серию «Народности России», которая прославила ИФЗ. К числу его лучших работ также относится и бюст Екатерины II, выполненный из особой фарфоровой массы.
Фарфоровая скульптура «Финка» («Народности России»). П.П. Каменский по модели Ж.Д. Рашетта. ИФЗ. 1780-1790-е.
Серия «Народности России». Ж.-Д. Рашетт. 1780-1790-е.
Во времена правления императрицы Екатерины II появились утонченные парадные сервизы, поражающие своим великолепием. Первым был создан сервиз Арабесковый, за ним Яхтинский и Кабинетский сервизы.
Предметы Кабинетского сервиза.
ИФЗ. 1793-1796 гг.
Бутылочная передача.
Арабесковый сервиз.
ИФЗ. 1784 г.
В александровский и николаевский периоды предприятие выпустило сервизы почти всех петербургских резиденций. В это время наблюдается возрождение интереса к русскому художественному наследию, которое нашло свое выражение в знаменитых Кремлевском и Константиновском сервизах, созданных по работам Ф.Г. Солнцева.
Ваза из Константиновского сервиза с монограммой ВККН. 1848 г.
Вазы и другие изделия этого периода расписывали с величайшим мастерством. Каждая такая работа поражала своей красотой и изяществом. Вазы украшали многообразным рельефным декором или целыми скульптурами, каждую из которых производили с филигранной точностью. Еще одним интересным способом росписи было изображение на вазах полотен таких известнейших мастеров, как Рафаэль или Леонардо да Винчи. Переносимые на фарфор копии известных картин поражали своим сходством с оригиналом и качеством исполнения. В сочетании с позолотой, которой обильно покрывали изделия, работы получались столь эффектными, что их по достоинству оценили как в России, так и за рубежом.
Ваза «Сплетницы». ИФЗ. Модель П.-Ф. Томира. 1807-1808 гг.
Ваза. Роспись А.И. Тычагина. ИФЗ. Около 1836 г.
В 1966 году руководитель ЛФЗ А.С. Соколов поставил перед заводской лабораторией очень трудную задачу — создать формулу костяного фарфора, причем изделия из него должны были быть толщиной не более 1 мм. Два года упорных поисков специалистов привели к тому, что ИФЗ стал первым в России заводом по выпуску костяного фарфора. Полученный фарфор существенно отличался от зарубежных образцов. В частности, он был прочнее, тоньше и звонче английского костяного фарфора.
Цех костяного фарфора. ЛФЗ. Литье чашек на полуавтомате. Фото 1970-х гг.
Тончайшие белоснежные чашечки очень быстро полюбились коллекционерам и завоевали популярность в широких слоях населения, поэтому уже через два года завод увеличил число выпускаемых изделий до 850 тысяч в год, а затем и до 1,2 млн единиц в год. Большой вклад в популярность костяного фарфора внесли известные живописцы завода. В частности, мастер А. Воробьевский сумел расписывать новый материал в своем старом стиле и создал множество замечательных работ.
Чашки с блюдцами.
Рисунок А.В. Воробьевского.
Чайная пара «Зимняя сказка».
Рисунок А.В. Воробьевского.
За свою многовековую историю завод так расцвел и выпустил такое количество великолепных работ, что о них можно рассказывать на многих десятках страниц. Изделия ИФЗ — это настоящая кладезь грациозных, изящных и оригинальных работ, каждая из которых является отдельным произведением искусства.
Многовековая история
Создание порцелиновой мануфактуры
В середине 18 века в России не существовало не только легендарного Императорского фарфорового завода, но и какого бы то ни было предприятия по производству фарфора. Многие мечтали узнать секрет «белого золота», однако европейские производители фарфора тщательно охраняли его. Тогда российская императрица Елизавета Петровна поручила открыть рецепт фарфора и организовать в стране фарфоровое производство приглашенному заграничному мастеру Х. Гунгеру и приставленному к нему Д.И. Виноградову.
Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.
Хотя Гунгер оказался мошенником и был с позором выставлен из России, специалист по горному делу Виноградов сумел ценой своей короткой жизни получить долгожданный рецепт фарфора и невероятными усилиями наладить его производство. Построенная им в 1744 году Невская порцелиновая мануфактура создавала фарфор высокого качества, который мог соперничать с заграничными образцами. Вначале изделия были маленькими, но с 1756 года, когда основатель фарфора построил большой горн, завод перешел к изготовлению крупных изделий.
Расцвет ИФЗ
Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию. Ее стараниями в конце 18 века Невская порцелиновая мануфактура, переименованная в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), стала одним из ведущих в Европе фарфоровых предприятий.
Так получилось, что за годы существования ИФЗ в стране сменилось много царских особ. Каждый из царей внес свой вклад в развитие фарфорового производства. В частности, при Александре I была произведена серьезная реорганизация завода, а в само производство вложили значительные средства. Александру III и вовсе удалось спасти завод от банкротства, к которому тот пришел во времена правления Александра II. Александр III вдохнул в предприятие новую жизнь и ввел в нем различные технические новинки, а также распорядился создавать все заказы для императорской семьи в двух экземплярах (один для музея). Благодаря этому приказу и своевременной эвакуации музея в военные годы, до наших дней дошло множество изделий ИФЗ.
ГФЗ и ЛФЗ в советское время
В 1918 году завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод, а в 1925 году — в Ленинградский завод имени Ломоносова. Народный комиссариат просвещения, в ведомство которого попал ГФЗ, решил создать на базе завода керамическую лабораторию республиканского масштаба для проведения различных испытаний. В советские годы здесь создавали агитационный фарфор, построили первую в стране художественную лабораторию, освоили производство технического и химического фарфора, а также впервые получили оптическое стекло.
ЛФЗ стал первым в России предприятием, которому удалось выпустить изделия высочайшей белизны и тонкости из так называемого костяного тонкостенного фарфора. Специалисты завода получили за эту работу Государственную премию СССР.
Вид на главное здание ГФЗ.
Кризисный постсоветский период
С 1993 по 2002 годы ЛФЗ переживал черную полосу, что было связано с незаконной скупкой акций завода иностранными инвесторами. Сотрудникам завода и российским властям пришлось приложить большие усилия, задействовать различные ресурсы, чтобы вернуть завод своему народу. В это время предприятие переживало значительные трудности. Все стало налаживаться только с 2002 года, когда завод купил российский предприниматель Николай Цветков, передавший большую часть акций своей жене Галине Цветковой.
В 2005 году заводу вернули его прежнее название Императорского фарфорового завода.
Положение ИФЗ в настоящее время
За последние годы фарфоровый завод выпускает меньше продукции, чем ранее, что объясняется переходом к производству изделий класса «люкс». В основу современных технологий производства классического русского фарфора положена технология, открытая основателем «белого золота» в России Д.И. Виноградовым. При декорировании фарфора на ИФЗ применяют комбинированный, ручной или механизированный методы.
В настоящее время ИФЗ производит порядка четырех тысяч наименований фарфоровых изделий. Это продукция в очень широком диапазоне от сервизов для домашнего использования до роскошных сервизов президентского уровня, а также призов для крупнейших мероприятий.
Производство ИФЗ
в настоящее время.
Китайские фарфоровые вазы
Такие вазы выбирают за высокие качества материала, из которого их изготавливают. Изысканная роспись фарфоровых китайских ваз всегда ценилась при украшении помещений. Рисунки отражают в себе общечеловеческие символы — гармонию и мир. Восточная мудрость утверждает, что окружающие нас предметы могут нести в дом позитивные изменения. Таким образом, символы на китайских фарфоровых вазах привносят в дом пожелания добра, сопутствуют счастью и процветанию в семье.
Очень интересные экспонаты представлены на выставке китайского фарфора в Уфе.