Выкладка кирпича для арки
Укладка кирпича для арки.
На зафиксированном заранее шаблоне разметьте линии выкладки кирпича, при этом не забудьте о швах. Укладку следует все время проверять. Для этого можете воспользоваться шнуром, идущим от забитого по центру дуги кирпича, линейкой либо уровнем.
Если вы запланировали обустроить свод из нескольких рядов, то внимательно контролируйте каждый уровень аналогично первому, чтобы не разрушить расположение кирпича.
Укладывайте материал поперечными полосами с обеих сторон от пят к замковому кирпичу. При этом швы должны соответствовать радиусу шаблона. Кроме того, учтите, что шов внизу арки должен быть не меньше 5 мм, а вверху не более 2,5 см. Кладка арок производится с двух сторон свода одновременно. По завершении процесса необходимо уложить подпорочный брус с обоих боков арки. Между округлых деталей из ДСП и брусьев следует располагать специальные клинья, которые пригодятся в процессе выравнивания конструкции. К тому же эти клинья обеспечат впоследствии легкий демонтаж шаблона.
Поперечные и продольные швы непременно заполните раствором целиком
Принимайте во внимание тот факт, что кладка работает и на изгиб, и на сжатие. Если вы забудете об этом нюансе, в итоге арка может разрушиться. Не пытайтесь обивать материал, чтобы вместить его
Если такая нужда возникла, то просто увеличьте слой смеси. Обязательно контролируйте наполнение швов, они должны быть лишены пустот и зазоров
Не пытайтесь обивать материал, чтобы вместить его. Если такая нужда возникла, то просто увеличьте слой смеси. Обязательно контролируйте наполнение швов, они должны быть лишены пустот и зазоров.
Если вы желаете предварительно посмотреть на арку, можете выложить кирпичи без раствора на клинья.
Во время укладки материала обязательно следите, чтобы он оставался ровным и с лицевой, и с обратной стороны. Кирпичи нужно правильно совмещать между собой, укладывая четко по нанесенному чертежу. В последнюю очередь размещается замковый камень, который должен располагаться вертикально.
При выкладке арки необходимо соблюдать толщину швов.
Еще раз тщательно проверьте кладку с помощью линейки либо уровня.
Выкладка завершающего ряда нуждается в особенном подходе, поскольку замковый камень должен находиться четко посередине.
После того как раствор затвердеет, его поверхность нужно очистить при помощи сухой кисточки. Прилипшие комки смеси удалите влажной кистью, пока раствор не застыл полностью.
После того как процесс выкладки кирпича будет закончен и раствор засохнет, шаблон можете убирать.
На этом обустройство арочного проема можно считать завершенным.
Замковые камни россыпью
Строители древнего Рима знали много секретов. Среди прочего, они умели возводить перекрывающие большие пролеты прочные сводчатые и арочные конструкции. При кладке арок последним клался камень особой формы, который должен был как бы заклинивать свод. Этот замыкающий камень в терминах архитектуры получил название «замковый».
Присутствие подобного замкового камня можно обнаружить в оконном проеме.
Иногда клинообразный или пирамидальный элемент украшает по центру прямоугольный или арочный сандрик. И тогда он выступает вперед из плоскости карниза. Замковый камень может быть гладким или выделяться орнаментальной обработкой.
В середине замкового камня вставка под шлифованный бриллиант.
Замковый камень украшает картуш — свиток с надорванными краями.
Разновидностью замкового камня является так называемый «веерный замок», состоящий из крупного центрального камня и двух меньших по бокам, расположенных наподобие веера.
Считается, что дополнение в виде замковых камней наиболее характерно для классицизма, но встречается и в барокко. Что и говорить, лепнина всегда придает зданию индивидуальность.
Маскарон на замковом камне.
Слепые, двойные и тройные
На фотографии одно из прекрасно сохранившихся каменных зданий Провиантских складов братьев-мукомолов Рейнеке. О них и их знаменитом особняке у Липок рассказывается здесь. Добротное, с прямоугольными нишами в стене, имитирующими оконный проем, кто поверит, что оно построено в 1879 году. Только не подумайте, что некогда это были настоящие окна, которые почему-то заложили кирпичом, Нет, такова была изначальная задумка архитектора.
Художественно оформлены были не только слепые окна. Посмотрите, так выглядит ажурная труба на их крыше. Недаром склады – архитектурный памятник!
Внутри складов сейчас – запустение, беспорядок, следы серьезного пожара. Но есть задумка спасти забытые здания от разрушения и дать им новую жизнь, превратив в центр современного искусства. Со временем тут появятся выставочные залы, мастерские, кинозалы, кафе…
Не только фальш-окна представляют собой редкостные диковинки. В море обычных окон нет-нет да и попадаются более сложные варианты проемов в стене для света. Так выглядят сандрики над сдвоенными оконными проемами.
Оформление над тройным окном.
Лучковые сандрики соединяясь в непрерывный волнообразный пояс, образуют выразительный декор.
Вот такие экземпляры. Но очень жаль, что на нашей экскурсии нам пришлось не только встретиться с архитектурными изысками Саратова, но и воочию увидеть, как они разрушаются без подлинно хозяйского догляда.
И еще. К сожалению, на зданиях почти нет оконных переплетов в их первоначальном виде. Ну, может быть, в единичных случаях. А как хорош был их оригинальный вид!
Известно, что дерево подвержено старению. Об этом и о том, каков срок его службы, много написано в статье про Кижи. Да тут еще случилась повальная замена окон на пластиковые стеклопакеты, что порой радикально переменило и упростило их облик.
Варианты оформления оконного проема
Декоративное обрамление окон состоит из разных конструктивных элементов. Они не только придают фасаду торжественность, наделяют его индивидуальностью; многие детали одновременно выполняют техническую функцию. В современной архитектуре частного строительства используются следующие элементы оконного декора:
Карниз. Горизонтальная деталь, выступающая над плоскостью фасада. Помогает утеплять оконный проем, прикрывает его внутреннюю часть. Откос служит для защиты проема от осадков.
- Сандрик. Разновидность карниза, выступающая над поверхностью стены. Располагается над окном, предназначается для размещения лепного декора. В прошлые века украшением сандрика служил герб владельца дома или маскарон – голова человека или животного.
- Подоконник. Нижняя часть оконного портала, выступающая над плоскостью стены. Нередко дополняется отливом и капельником, что помогает отводить дождевую воду от фасада.
Основные элементы оконного обрамленияИсточник dekor-fasada.ru
- Наличники и откосы. Декоративные детали, играющие важную роль в утеплении окна и его защите от колебаний температуры и осадков. Кроме того, наличники могут помочь визуально удлинить или расширить оконный проем.
- Арка. Обрамление в верхней части окна, полукруглый наличник. Брамантово окно – разновидность арки, полуциркульное окно, вписанное в прямоугольник. Появилось в 16 веке, названо по имени итальянского архитектора Донато Браманте.
- Филенка и кронштейн (или консоль). Декоративные детали, помогают визуально удлинить окно, придать ему более пропорциональную форму.
- Замковый камень. Верхний элемент оконного оформления; раньше использовался для фиксации арочной кладки. В современной архитектуре это, скорее, декоративный прием, придающий фасаду шарм и неповторимость.
- Руст. Накладные панели, имитирующие плотно пригнанные друг к другу камни с гладкой или грубо обработанной передней поверхностью.
Замковый камень – декоративная деталь современных оконИсточник decorsystem.pl
Прямая перемычка
В изготовлении это – наиболее сложный вариант. Шаблоны не изготавливаются, расчеты клина ведутся по прямой доске, длина которой равна ширине перемычки.
- Центральный камень помещается на середину доски, нитка натягивается от центра арки – в данном случае просто середины проема, до углов кирпича и отмечаются полученные линии. Камню сразу же придается нужная форма.
- Второй кирпич располагают рядом с центральным таким образом, чтобы его углы совпадали с углами замкового. В итоге внешний нижний угол следующего кирпича должен оказаться ниже линии доски. Затем отмечаются линии среза, и камню придается форма. Также поступает с каждым следующим элементом. Как видно из чертежа, следующий камень в перемычке будет по размерам меньше предыдущего, и таким образом, арка к краям сходит на нет.
- Дальнейшая кладка производится по использованной для расчетов прямой доске.
Кладка арочной перемычки
Во время монтажа перемычки своими руками требуется постоянная проверка уровнем. Допущенные смещения и перекосы вместо укрепления печи спровоцируют ослабление свода.
- Шаблон устанавливается в проем и прочно крепится с помощью распорок.
- По сторонам проема устанавливаются штрабы. Это позволит быстро зажать арочную перемычку.
- Укладка кирпичей начинается от края к центру одновременно с двух сторон. Требуется по возможности добиваться максимально тонких швов между камнями, так как от этого в немалой степени зависит прочность конструкции.
- Центральный камень – замок, вбивается в кладку, «замыкая» перемычку. На фото представлена арка печи с кружалом.
- Убирается шаблон. Выравниваются швы, удаляются излишки раствора.
На видео процесс укладки арочного перекрытия освещен более подробно.
Замковый камень
Декоративные архитектурные элементы из камня призваны не только украсить фасад здания, но и подчеркнуть особый статус и значимость своего владельца
Среди фасадных элементов замковый камень занимает особое место, его клинообразная форма и выступающий из общей плоскости стены фон обращает на себя внимание
Часто замковый камень украшается орнаментами, фамильными гербами, являясь основополагающим элементом арочного свода или арки, он, зачастую, имеет свой особый архитектурный стиль. Это тот редкий случай, когда название архитектурного элемента стало именем нарицательным, обозначающим основу какой- либо системы или учения.
Не спеша смакуем детали
Одной из характерных особенностей колонн ионического ордера служат закрученные спиралью завитки на капителях. Их красоту Витрувий сравнивал с кудрями в женской прическе. Посмотрите, как использование полуколонн и прямого сандрика способно придать окну торжественно-парадный вид. Стиль классицизм!
Очень благородно при оформлении оконного проема смотрится сандрик с треугольным фронтоном, который опирается на полуколонны.
Люблю бродить зеленым улицам старого Саратова, где все доступно взгляду и мило сердцу. И каждый раз видишь что-то новое, нечто, пропущенное ранее. Например, вдруг увидишь, что за декор располагается в плоскости фронтонов, картуши, гирлянды или маскароны. И как невыразимо приятно делать такие маленькие открытия…
Как тут не вспомнить о Микеланджело, в творчестве которого специалисты находят истоки архитектуры барокко! Это с легкой руки великого мастера на колоннах и пилястрах зданий появились так называемые «разорванные» сандрики.
Виды арок
Арки в архитектуре используются в зодчестве разных народов. Соответственно, на их форму оказывало влияние культурного наследия стран. Примером этому может служить аравийская арка, широко распространенная в архитектуре ближневосточных государств.
Наиболее часто встречаются следующие типы арок:
- полуциркульная или полукруглая: имеет вид полуокружности, центр которой находится на одном уровне с пятами арки. Опирается такая конструкция чаще всего на пилоны. Данный вид арки можно отнести к классике;
- лучковая: по форме представляет собой дугу, равную четверти окружности. Арки такого типа украшали оконные проемы жилых домов Древнего Рима;
- стрельчатая или ломаная арка, образованная двумя пересекающимися под углом дугами.
В современной архитектуре в качестве декоративного элемента используются два первых типа – полукруглые (их сейчас называют полными) и лучковые. Не меньшей популярностью пользуются и клинчатые арки – такое название они получили, благодаря технологии строительства: кирпичи выкладывают клином с последующей их фиксацией»замком».
Особенности замковой архитектуры
Перейти с одного этажа замка на другой можно при помощи узкой винтовой лестницы. Она была настолько узкой, что подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом. Воин, который шел первым, рассчитывал только на свое умение сражаться, поскольку крутизна поворота лестницы была подобрана таким образом, что из-за спины главного воина нельзя было сражаться при помощи длинного меча или копья. Поэтому любые бои на лестнице были сведены к единоборстве нападающих и защитников замка. За спинами защитников был расположен специальный расширенный участок.
Замечание 3
Лестницы во всех замках были закручены по часовой стрелке. В мире существует только один замок, в котором есть закрутка лестницы против часовой стрелки, — это крепость графов Валленштейнов. Изучая историю этого рода, было обнаружено, что большинство мужчин были левшами. Историки благодаря этому пришли к выводу: такая проектировка лестниц упрощает работу его защитников.
Благодаря многолетнему опыту работы в нападении и защиту удалось разработать правильную стратегию строительства замка до мельчайших деталей. Дорога была проложена таким образом, что приходящие всегда были обращены правым боком к замку, эта сторона не была прикрыта щитом. Перед стеной располагалось голое плато, которое лежало под ощутимым углом. Сам замок стоял на возвышении. Растительность не была высокой, чтобы нападающие не могли скрыться.
Рисунок 4. Величие замковой архитектуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первой преградой был глубокий ров, а перед ним располагался вал вынутой земли. Ров мог быть поперечной формы, отделяя стенку замка от плато либо выгнутым вперед. Ров мог опоясывать замок по кругу, если это позволял ландшафт. Внутри замка иногда выкапывались разделительные рвы, которые затрудняли передвижение противника по территории.
К внешней стене замка мог вести мост, который был перекинут через ров. В зависимости от их величин, мост поддерживал одну или несколько опор из огромных бревен. Подъемный мост был устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал ворота.
Рисунок 5. Мост к замку. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В движение мост приводился при помощи механизмов, которые прятались над ним в здании замка. От моста уходили канаты к подъемным машинам. Чтобы облегчить работу людей, которые обслуживали мостовой механизм, канаты были снабжены увесистыми противовесами, которые часть веса конструкции брали на себя.
Важным защитным элементом замка была оборонительная внешняя стена: толстая, высокая, иногда на наклонном цоколе. Внешняя поверхность была изготовлена из обработанного кирпича и камня. Внутри она была изготовлена из гашеной извести и бутового камня. Все стены возводились на глубокий фундамент, под который невозможно сделать подкоп.
Немаловажной особенностью замковой архитектуры является то, что в замках возводились двойные стены – небольшая внутренняя и высокая внешняя. Между ними образовалась пустота, которая получила название «цвингер»
Нападающие, которые преодолевали внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые принадлежности. Как только они оказывались перед цвингером, тот сразу становились мишенью.
Сверху по стене располагалась галерея для тех солдат, что занимались обороной. С внешней стороны замка был расположен бруствер, на котором была каменные зубцы. Форма зубцом имела различную форму – округлые, прямоугольные, также они украшались декоративными элементами. Галереи в некоторых замках были крытыми, чтобы защищать воинов от неблагоприятной погоды.
Стена кроме зубцов была оснащена бойницами, сквозь которые осуществлялся обстрел нападающих. Они были длинными и узкими. Особым видом бойницы была шаровая. Она была представлена в виде деревянного шара, который был закреплен на стене и служил для ведения стрельбы.
Балконы на стенах замках можно было встретить очень редко, поскольку они выполняли лишь декоративные функции. По углам замка были сооружены небольшие башни, благодаря чему защитники могли осуществлять защиту сразу по двум сторонам.
Рисунок 6. Замок на воде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замковый камень: вид, назначение
Что касается декоративного убранства сооружения, то замковые камни бывают простыми, состоящими из трех частей клиновидной формы, центральная из которых выступает больше, чем боковые. Часто украшаются рельефом или маскароном — рельефным изображением морды животного или лица человека.
Животные мотивы в оформлении замковых камней имели символическое значение, сходное по смыслу с древними оберегами, изображавшимися на «полотенцах» — досках, соединяющих стык причелин кровли торцевого фасада избы. В обоих случаях они выполняли защитную функцию. А еще на замковом камне мог помещаться знак, содержащий информацию об авторе здания. Что-то наподобие клейма или монограммы. Эта традиция сохраняется с эпохи Средневековья. Наиболее распространено изображение львиных морд. Ведь именно львы были традиционным символом стойкости, силы, мужества и храбрости, а также власти в средневековых городах. Они охраняли вход в дома вельмож и изображались даже на входных ручках.
Отделка кирпичом
Отделка арки кирпичом ведется после сглаживания наждачной бумагой неровностей. Обработанные участки необходимо прогрунтовать и покрыть шпаклевкой. Затем готовится клеевой раствор, который имеет цементно-песчаную основу. Использовать для укладки декоративного кирпича можно еще и жидкие гвозди.
Работы ведутся снизу-вверх, следовать необходимо от угла проема стены. Между кирпичами выдерживают расстояние в 5 мм. Кромки шлифуют напильником. Как только раствор высохнет, можно осуществить оформление швов. Для этого используется затирка нужного цвета. Ею заполняют строительный шприц. Использовать можно и резиновый шпатель. Затирку втирают в швы, но состав при этом не должен попасть на лицевую часть камня.
Примеры в архитектуре
В отечественную архитектуру аграфы попали из европейских стран. Во время строительства Санкт-Петербурга прием замыкания арок «ключами» использовался повсеместно, но это были простые клинообразные камни, подгоняемые по размеру соединительного отверстия. Лишь с приходом на трон Елизаветы Петровны замковый камень стал принимать разнообразные декоративные формы.
Подборка примеров применения в архитектуре арочных «замков» поможет разобраться в данной теме. Начнем с обзора сводов разного назначения, увенчанных акантами:
арочный мост между зданиями украшен скульптурой средневекового воина в доспехах;
Рассмотрим примеры исторической архитектуры с участием замковых камней:
триумфальная арка Каррузель в Париже;
Замковый камень, венчающий своды, прочно вошел в архитектуру разных народов. От появления современных материалов он только выиграл в своем многообразии.
Предпосылки возникновения замков
Военные действия во времена могущества Римской империи в основном производились при помощи пехоты, поскольку кавалерия была легкой и нерегулярной. Лошади использовались только для передвижения, а не в качестве боевой единицы.
Совершенно новую военную стратегию показало вторжение с востока. Тогда пришли вооруженные конные воины, для которых конь быль их продолжением и единым целым. Именно представители тюркских и североиранских племен были первыми рыцарями, поэтому европейцы переняли у них кодекс военной демократии и манеру боя.
Завоеватели, пройдя тысячи километров, приобрели серьезный опыт в захвате различных поселений. В тот период были изобретены первые инструменты и новые методы разрушения. Увеличилась мощность вооружения, соответственно стали мощнее и средства защиты.
Европейские замки своими корнями уходят в эпоху античности. Наиболее ранние сооружения такого типа повторяли римские военные лагеря. Это были палатки, которые окружались частоколом.
Замечание 1
Считают, что традиция создания и строительства исполинских каменных сооружений начинается с норманнов, а классические замки появились лишь в XII столетии
Рисунок 2. Замок-крепость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С этого периода и на все последующие века замок превращается в крепость, которая имеет башни и окружена каменной стеной. Существует масса вариаций замковой архитектуры. Но поскольку замок, прежде всего, является крепостью и уровень военных технологий и возможностей во всех странах практически одинаков, то основные фортификационные элементы и общие методики строительства были неизменными как для Германии и Франции, так для России и даже Японии.
Замечание 2
К замку предъявлялись очень простые требования – для врага он должен быть малодоступным, а также должен обеспечивать хороший обзор местности, включая близлежащие деревни, что принадлежат владельцу замка. Также замок должен иметь собственный источник воды и выполнять репрезентативные функции (показывать богатство и мощь феодала).
Рисунок 3. Архитектура замка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Обзор видов
Замковые элементы делятся по назначению, размерам, материалу, форме, декоративному разнообразию.
По назначению
Арки – привычный прием, применяемый в архитектуре и дизайне интерьеров. Виды «замков», классифицируемых по назначению, определяются местонахождением арочной конструкции:
- оконные – камень может соединять оконное обрамление с наружной и внутренней стороны здания;
- дверные – «ключ» венчает верх округлого проема. двери могут быть входными или межкомнатными;
- независимые – находятся на отдельно стоящих арках: садовых, парковых или расположенных на городских площадях;
- интерьерные – украшают арочные проемы между комнатами или являются декоративными сводами потолков.
По размерам
Традиционно замковые элементы делятся на 3 вида:
- крупные – фасадные камни, активно выступающие над фронтоном дома, своим величием они сразу заметны при обзоре здания;
- средние – имеют более скромный размер, но выделяются на фоне остальной кладки;
- малые – их трудно отличить от клиновидных кирпичей, составляющих арочный проем.
По форме
По геометрической форме различают 2 вида заклепных камней:
- одинарный – представляет собой единичный центральный клиновидный камень во главе арки;
- тройной – состоит из 3-х блоков или камней: крупной центральной части и двух более мелких элементов по бокам.
По материалу
Если «ключ» играет важную функциональную роль, распределяет давление арочной кладки, его изготавливают из материала, участвующего в общей постройке. Это может быть камень, кирпич, бетон, известняк.
По декоративным элементам
Часто клиновидный замок не имеет декора. Но если архитектор решает украсить верхнюю точку арочного свода, он прибегает к разным приемам – рельефным акантам, скульптурным фигурам людей и животных (маскаронам), изображению гербов или монограмм.
Распространенные ошибки во время создания арки
Даже несмотря на то, что сам процесс создания арки может показаться достаточно простым, нередко возникают различные проблемы. Зачастую неудачи связывают с недостаточным опытом людей, занимающихся строительством, и в этом на самом деле есть доля истины.
Не так уж редко проблемы начинают давать о себе знать в том случае, если арка имеет большую ширину, но слишком малую высоту. При таком раскладе нередко появляются различные трещины. А через некоторое время арочная конструкция может и вовсе начать рушиться.
Как уже говорилось, зачастую шаблон, использующийся при возведении арки, после окончания процесса просто убирается. Однако нередко хозяева затягивают с этим, оставляя шаблон на месте. В это же время древесная основа (ДСП) может впитать в себя много влаги. В первую очередь это касается тех арок, которые возведены на открытой местности. Таким образом, шаблон может набрать немалый вес, что негативно скажется на целостности арки. Специалисты советуют накрывать конструкцию полиэтиленом либо сразу после застывания цемента извлекать шаблон.
Как уже стало понятно, шаблон является основной преградой для получения оптимального результата строительных работ. В данном случае также нужно сказать, что нередко в качестве этого элемента используют различные металлические элементы. Однако они, как оказалось, негативно влияют на арочную конструкцию. Деревянная основа шаблона способствует равномерной усадке, чем не может похвастаться металл. Таким образом, металлический шаблон может стать причиной появления трещин.
Стоит знать, что целостность арки зависит не только от технологии создания конструкции, но и от некоторых других факторов. Самое серьезное влияние имеет фундамент. Если основа строения имеет многочисленные изъяны, то арка может начать рушиться в любой момент. Также существует местности, на территории которых фундаменты зданий постепенно оседают. Это, в свою очередь, снова негативно сказывается на целостности арки. Если это возможно, то следует провести полный объем мероприятий, способный укрепить фундамент жилища. В противном случае лучше не возводить арочную конструкцию, так как это может оказаться пустой тратой денег.
Конечно же, сложности могут оказаться самыми разнообразными. Все они зависят не только от фундамента жилища и используемых материалов, но и от некоторых других факторов, которые на первый взгляд могут оказаться неприметными. Таким образом, имеет смысл обратиться к специалистам, которые проанализируют каждую деталь, связанную с созданием арочной конструкции.